А сейчас я хочу обратиться к тем, кого я бешу. Дорогие мои, стараюсь, как могу.
Понимаю, что, наверное, не сюда. Модераторы снесите, если что. Просто хотелось бы, чтобы вы прочитали. Не каждый день о нас в деловой прессе пишут.
Куклодельцы
Вера Колерова , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 08 Августа 2012 года.
В РОССИИ НАБИРАЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ BJD — КУКЛЫ, КОТОРЫМИ ИГРАЮТ ВЗРОСЛЫЕ. ВОКРУГ ЭТОГО ФЕТИША — КРАСИВЫХ И ГИБКИХ КУКОЛ НА ШАРНИРАХ, ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ ПОХОЖИХ НА ЛЮДЕЙ, ТОЛЬКО РОСТОМ В 10–80 СМ, — ФОРМИРУЕТСЯ МАЛЕНЬКИЙ САМОБЫТНЫЙ РЫНОК.
читать дальшеBJD — куклы из полиуретана, части тела которых соединены шарнирами и натянуты на резинку. Такая игрушка представляет собой гибкий, подвижный объект, способный принимать разные позы и анатомически очень похожий на человека. У кукол BJD хорошо простроенные внешность и имидж: они накрашены, причесаны, красиво одеты и сбрызнуты духами. Это куклы для взрослых, слишком изысканные штучки, чтобы их по углам таскали дети. Впрочем, детям их тоже иногда покупают, рассказывает Екатерина Зиборова, главный редактор портала DollPlanet.Ru (одного из главных в кукольной индустрии) и коллекционер кукол: «По сравнению с рядовыми куклами, заполняющими полки сетевых магазинов игрушек, BJD выглядят в разы оригинальнее и красивее».
Стоимость кукол BJD способна вызвать удивление у не посвященных в эту субкультуру людей. Минимальный бюджет — 200–400 долларов за 40-сантиметровую куколку не самой раскрученной фирмы, с одним «аутфитом» (набором одежды и обуви). Цена зависит в значительной степени от популярности фирмы-производителя и может доходить до нескольких тысяч долларов. Купить можно как готовую и одетую куклу, так и «болванку» — и в последнем случае макияж, волосы, вставные глаза и другие детали нужно будет заказывать отдельно. Но именно в такой кастомизации многие ценители BJD находят особую прелесть. Здесь есть элемент игры: покупатель куклы сам создает ей образ, чтобы потом делиться им с друзьями, проводить со своим персонажем фотосессии и ходить по тематическим кукольным вечеринкам.
Судя по репликам посетителей самого крупного российского интернет-ресурса на BJD-тематику Bjdclub.Ru, членов русского BJD-сообщества, шарнирных кукол они покупают просто потому, что те магнетически красивы. На них старательно копят деньги — жены втайне от мужей, подростки втайне от родителей. По наблюдениям участников BJD-индустрии, 80% покупателей «шарнирок» — это представительницы женского пола от 18 до 50 лет, остальные — мужчины артистического склада.
Вокруг кукол BJD строится узкий, но любопытный и самобытный сегмент кукольного рынка, который позволяет зарабатывать на хлеб своим немногочисленным адептам и, возможно, станет когда-нибудь почвой для прорастания более масштабных проектов.
Как живые
По словам Екатерины Зиборовой, в целом российская кукольная культура еще очень молода.
«В советское время, — рассказывает она, — подобное увлечение было практически немыслимым хобби. Коллекционные куклы появились в нашей стране только в 1990-х, активное сообщество коллекционеров начало формироваться в середине 2000-х, а свобода самостоятельно заказывать кукол за границей через Интернет стала реальностью лишь несколько лет назад благодаря появлению PayPal».
В заметных объемах куклы BJD появились в России лишь 4–5 лет назад. В 2010 году, по рассказам инсайдеров рынка, мода на них достигла пика, но сейчас волна несколько схлынула, и «в теме» остались только те, кто действительно глубоко увлечен этой субкультурой. Подтверждением служит тот факт, что сегодня выше спрос на кукол, требующих кастомизации, в которых нужно еще вложить много своей фантазии и стараний. А на пике моды популярнее были «шарнирки» лимитированных серий — то есть уже готовые образы. Родоначальница BJD-мании в мире — японская компания Volks, которая стала первой производить шарнирные куклы для взрослых коллекционеров в начале 2000-х. Основную массу кукол BJD, обращающихся сегодня на российском рынке, делают в Китае, Японии и Корее (азиатскую продукцию называют на рынке ABJD — Asian ball jointed dolls). Подобные куклы имеют много общего с культурой «анимэ» в силу своего происхождения и эстетических канонов, поэтому среди любителей BJD в России много «анимэшников». Производство таких кукол — в подавляющем большинстве случаев ручной труд, которым в студиях-мастерских занимаются несколько человек: художник, технолог, менеджер. Хотя существует и ряд довольно крупных и известных компаний-производителей — например, Dollmore, Dollzone, SOOM, Fairyland. И все же BJD-производство — явление далеко не массовое. 90% кукол делается под заказ по предоплате. Производители не держат больших складов, ведь их товар — дорогостоящий и штучный: спрос просчитать не просто.
При этом, как подчеркивает Екатерина Зиборова, из‑за того что производство кукол BJD чаще всего малое и организовать его может, по сути, любой желающий, практически невозможно систематизировать рынок и составить исчерпывающий список действующих BJD-компаний — а значит, и понять объемы рынка. Кроме азиатской индустрии BJD, рынок шарнирных кукол включает такой узкий сегмент, как авторские BJD, которые создаются отдельными мастерами и далеко не всегда выходят в тираж.
Практически нет сведений и об объемах продаж кукол BJD в России, так как чаще всего покупки осуществляются частными лицами. Кукол BJD обычно покупают напрямую у фирм или частных авторов-художников через Интернет либо у официальных представителей, которые имеют возможность держать привлекательные цены. По сведениям Сони Карамелькиной, которая курирует BJD-сообщество на Diary.Ru, раз в неделю в Москву приходит десятикилограммовая посылка с куклами BJD, но это лишь приблизительная прикидка.
Кроме того, существует вторичный рынок BJD, где своих кукол продают друг другу частные лица. В российских магазинах и галереях азиатские BJD представлены редко — и совсем не в том объеме, в каком их можно найти в Азии.
Хобби-ритейл
Марина Бушуева, владелица «Аукционного дома кукол» (АДК), полагает, что в России вряд ли будет успешен специализированный магазин, торгующий куклами BJD. У нее есть опыт в продажах «шарнирок»: аукционный дом занялся ими официально одним из первых в России примерно четыре года назад. Бушуева, активная бизнес-леди, возглавляющая транспортную компанию, куклами интересуется давно: коллекционирует их и продает. Однажды, увидев случайно в Интернете азиатскую «шарнирку», она в нее буквально влюбилась и купила на сайте одного из китайских производителей. «Когда через два месяца ко мне приехала моя первая кукла, я поняла, что Китай бывает разный, — рассказывает Марина. — Мы же привыкли к тому, что Китай — это дешево и плохо. Но как качественно там делают кукол! Каждая строчка, каждая бусинка на ботиночках и платьях — все идеально, продумано, проработано. Я достала куклу из коробки — и мои дети взвизгнули и отскочили. Она была как живая!»
ПОКА САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ В РОССИИ — MOOQLA. НА ПИКЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ДОСТИГАЛО ОБОРОТА В $700 ТЫСЯЧ В ГОД, У БРЕНДА ПОЯВИЛОСЬ НЕМАЛО ПОКЛОННИКОВ, А «МУКЛЫ» ДАЖЕ ШЛИ НА ЭКСПОРТ И ПРОДАВАЛИСЬ В ПРЕСТИЖНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРМАГАХ И ГАЛЕРЕЯХ
Бушуева решила поторговать в России BJD, при этом особо не рассчитывая на прибыль: «Когда я привезла сюда первых 10–15 кукол, то думала так: продадутся — хорошо, не продадутся — оставлю себе и не расстроюсь ни капельки». Но куклы, при закупке стоившие 400–500 долларов каждая, разошлись весьма быстро. Покупатели даже в очередь выстраивались. Бушуева стала плотно работать с производителями BJD по дилерским договорам, набрав пул примерно из восьми брендов. Однажды даже заказала у компании-производителя Dollzone серию кукол специально для России — мальчика Ивана (Ivan от Dollzone). «Дело было не в экономике и не в прибыли, — объясняет Марина. — Мне хотелось справедливости: для Америки есть своя «лимитка», для Германии и Китая — тоже, а для России — нет».
Бушуева не рассматривает свой кукольный бизнес как серьезный источник заработка. По ее словам, офис в центре Москвы, с кабинетом, где нет ни одной полочки и угла без колоритной куклы, за счет этой торговли не окупился бы. Оплачивать его позволяют другие бизнесы. Продажи кукол приносят определенную прибыль: если бы не аренда помещения, то эта деятельность была бы и «плюсовой», поясняет Бушуева. Тем более что продажами кукол у нее занимается всего пара сотрудников.
«Накрутка» на кукле составляет, по словам Бушуевой, не более 10–15%. Она объективно ограничена тем фактом, что нет смысла продавать куклу намного дороже, чем если бы клиент приобрел ее сам на азиатских сайтах. Чтобы привлекать покупателей, АДК предоставляет возможность рассрочки: можно заплатить сразу только 70% стоимости покупки. К тому же Марина Бушуева полагает, что для многих важна возможность прийти и лично пообщаться с ведущим продажу менеджером, посмотреть куклу на складе.
Продажами кукол BJD в России, кроме «Аукционного дома кукол», занимается еще несколько интернет-проектов, основанных российскими командами. Например, Manga-zin.net, торгующий товарами на японскую тематику для поклонников анимэ, а также наиболее популярный среди любителей «шарнирок» «Отаку-Шоп», расположенный во Владивостоке и имеющий определенное конкурентное преимущество в виде территориальной близости к Китаю. По словам участников рынка, производители дают своим представителям существенные скидки — до 30% на куклу, за счет чего уже можно неплохо существовать.
В меньших масштабах это бизнес для многочисленных посредников, обитающих на ресурсах поклонников BJD. Они зарабатывают свой процент, оформляя и обслуживая заказы на кукол на сайтах производителей. Для тех, кто сам не способен это делать, ленится или не имеет времени, чтобы потом ездить за посылками. Посредник может заработать от 15 до 80 тысяч рублей в месяц. Но ему придется поволноваться. Ведь общая проблема для всех продавцов кукол (и для покупателей тоже) — долгие сроки исполнения и доставки заказов, вплоть до трех месяцев. Покупатели, заплатившие деньги вперед, нервничают и «достают» посредников или менеджеров, а те порой даже не имеют возможности общаться с производителем. Фирма может просто в какой-то момент перестать отвечать на письма, потому что мастер по куклам (иногда он единственный сотрудник «фирмы») заболел или уехал. Добавляет сложностей и российская почта, имеющая свойство задерживать доставку посылок, а то и вовсе их терять. По словам Елены, посредника по продаже BJD, однажды ЕМС потеряла шестикилограммовую коробку с большим «мальчиком» BJD ростом в 70 сантиметров. Ситуацию спасло только то, что производитель во избежание проблем решил сам возместить ущерб и выслал новую куклу.
Кроме продавцов, вокруг BJD кормится небольшая «индустрия» мастеров. Это художники, зарабатывающие на «мэйкапах» (макияже), специалисты, занимающиеся перетяжкой кукол BJD, которые могут состоять из нескольких десятков деталей, швеи, отшивающие кукольную одежду — иногда не дешевле человеческой, умельцы, делающие для кукол украшения и изысканные парики, домики и игрушечную мебель, автомобили и прочие «аксессуары». По словам Елены, на «мэйкапах» для кукол мастера могут заработать 30–40 тысяч в месяц (стоит эта процедура 60–100 долларов), но обычно они не выдерживают долго: в этой работе активно используются химические вещества, а постоянно дышать «химией» никому не хочется. Примерно такой же уровень дохода — у тех, кто шьет кукольную одежду. Как говорят в среде поклонников BJD, купить куклу — значит получить дополнительный источник постоянных расходов, ведь за ней придется ухаживать так же тщательно, как за собой.
Кукловоды
Организация производства шарнирных кукол, судя по развитию этой индустрии в восточных странах, не самое громоздкое и сложное дело; так почему бы этой индустрии не процветать и в России? Однако пока обилия таких проектов не наблюдается.
Тем не менее в нашей стране довольно много талантливых мастеров, делающих шарнирные куклы в порядке самозанятости. Как рассказывает Оксана Миронова, автор шарнирных кукол, при этом используются профессиональные литьевые материалы: кроме полиуретана, это может быть фарфор или флюмо. «На создание кукол, — говорит Оксана, — уходит очень много времени, и это одна из основных причин их высокой стоимости. Если говорить усредненно, то работа над одной куклой занимает месяц, даже если она тиражная. Труд очень кропотливый и нервный, требующий много знаний и умений — начиная от пластической анатомии и заканчивая портняжными и обувными навыками. Добавьте к этому крошечный размер — и станет понятно, почему кукла создается так долго. Стоимость разнится в зависимости от материала и сложности изготовления, но, по сложившемуся уровню цен, нижняя планка составляет около 20 тысяч рублей». Если же кукла делается из фарфора, то ее изготовление может длиться несколько месяцев, рассказывают мастера.
Мастера-кукольники — экзальтированные люди, которые часто бросают работу ради хобби и делают кукол фанатично: каждый день, не теряя ни часа. Анна Кучеренко, автор кукол с Украины, делится своей историей: «До недавнего времени я совсем мало знала о куклах. Но однажды на российском форуме увидела, как люди сами, своими руками делают шарнирную куклу. И меня проняло. Я тоже решила попробовать свои силы. И вот теперь я делаю авторскую «шарнирку». Сегодня для меня куклоделие — единственный источник дохода. Я работаю под заказ, а также стараюсь не стоять на месте и постоянно делать что-то свое. Например, при подготовке к выставкам или когда есть определенная задумка, идея. Это очень затягивает, я уже не могу не делать кукол. Даже если заказов не будет совсем, я не перестану этим заниматься». «Ради кукол я оставила свою прежнюю работу, — рассказывает кукольный мастер из Москвы Елена Акимова. — Пробовала работать на заказ, и в итоге ко мне выстроилась очередь из ожидающих на полтора года вперед. Это не стимулирует, это немного пугает… Поэтому я прекратила запись желающих купить мою куклу. Свобода освобождает разум. Как ко мне приходят идеи? Просто вдруг рождается образ куклы с мельчайшими деталями и цветовыми сочетаниями. А иногда он придумывается постепенно: я ежевечерне раскладываю вокруг себя свои кукольные сокровища и составляю возможные сочетания тканей, кружев… Я часто вижу кукол во сне, а наутро рисую эскизы».
Но эти случаи — частные. Хотя, как говорит Оксана Миронова, сейчас прослеживается тенденция к тому, чтобы кукольное дело стало некой пусть и маленькой, но все же индустрией, по аналогии с классической азиатской BJD. «Художник-кукольник может создать образ и модель, а тиражирование доверить специализированным фирмам, — поясняет Оксана. — Конечно, фарфор по-прежнему остается элитным материалом, с которым работает только один человек, но вот полиуретановых кукол можно отправить на отливку как в Азию, так и в Москву: такие мини-фабрики существуют и несколько именитых авторов уже отливают своих кукол в Москве». Екатерина Зиборова также отмечает, что в России с недавнего времени можно заказать тиражи кукол, и многие художники так делают, предпочитая не покупать дорогостоящее профессиональное оборудование для работы с полиуретаном и не подвергать свое здоровье риску (жидкий полиуретан токсичен).
Впрочем, речь идет о единичных проектах. Профессионально занимается отливкой кукол расположенная в Угличе студия Светланы Пчельниковой — известного автора кукол и нескольких благотворительных проектов, в том числе StarDolls. Студия, рассказывает Светлана, работает на заказ для известных мастеров: например, отливает куклы для именитых в кукольном мире сестер Екатерины и Елены Поповых. Материалы в основном закупаются за границей, ибо в России нет качественного пластика в нужном количестве (это одно из самых серьезных препятствий для развития больших кукольных производств). Отливка кукол для Светланы Пчельниковой — по ее словам, прибыльный бизнес, но конкретных цифр она не называет.
Кроме того, тиражным производством кукол занимается московская студия Studio Milim, выпускающая мини-«шарнирки» — девочек со смешными именами Таник, Наталик, Лизик — тиражами в 100–200 молдов (молд — техническое обозначение уникальной лепки лица куклы). Эти куколки с соломенными волосами похожи на русских девушек и юношей и не имеют ничего общего с азиатскими «анимэшными» BJD. Студия только начинает работу, и говорить о каких-то достижениях рано. Значительно раньше заявила о себе мастерская MOOQLA. Куклы-«муклы», появившиеся на свет в середине 2000-х, стали одним из немногих кукольных российских брендов. Их автор — художник и модельер, в прошлом телесценарист Полина Волошина, переквалифицировавшаяся в кукольницу. Ее «муклы» стали культовыми объектами и обрели свой круг поклонников, хотя многим они и кажутся страшноватыми. Это истощенные девочки-подростки с пухлыми губами и торчащими ключицами, немного грустные и угловатые. У каждой есть имя и легенда: они «учатся» в элитных школах и «страдают» от недостатка родительской заботы. Проект MOOQLA, как несколько лет назад рассказывала в интервью Полина Волошина, в свое время имел оборот примерно в $700 тысяч в год; в месяц мастерская делала 150 кукол, которые в розницу расходились по $400. «Муклы» продавались и за границей, в престижных европейских универмагах и галереях. Но сегодня проект практически не напоминает общественности о себе, его сайт явно «полумертв», и активной рекламы «мукол», как в былые годы, не наблюдается. По словам участников рынка, MOOQLA некоторое время назад очень дешево заказала отливку кукол в Корее, стремясь поднять рентабельность, но качество работ оказалось крайне низким, и в итоге этот шаг привел компанию к убыткам.
В России в принципе пока нет своих, весомых кукольных брендов, представляющих интерес для коллекционеров во всем мире и способных сравниться по популярности с американской Барби или диснеевскими персонажами. Если не считать таковым простоватую, хотя и, спору нет, милую каждому русскому сердцу матрешку.
Вполне возможно, новые кукольные проекты и мастера будут появляться именно в сфере BJD. По крайней мере стойкий интерес к этим куклам, по словам Екатерины Зиборовой, в нашей стране сохраняется. «Сейчас, — заключает она, — сообщество поклонников и владельцев BJD производит впечатление наиболее активного среди российских кукольников вообще, поскольку BJD, в отличие от большинства других типов кукол, дают, пожалуй, наибольший простор — как для собирателей, стремящихся заполучить в свою коллекцию раритеты, так и для людей, которым важно активное взаимодействие с куклой, самовыражение, творчество».
Куклодельцы
Вера Колерова , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 08 Августа 2012 года.
В РОССИИ НАБИРАЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ BJD — КУКЛЫ, КОТОРЫМИ ИГРАЮТ ВЗРОСЛЫЕ. ВОКРУГ ЭТОГО ФЕТИША — КРАСИВЫХ И ГИБКИХ КУКОЛ НА ШАРНИРАХ, ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ ПОХОЖИХ НА ЛЮДЕЙ, ТОЛЬКО РОСТОМ В 10–80 СМ, — ФОРМИРУЕТСЯ МАЛЕНЬКИЙ САМОБЫТНЫЙ РЫНОК.
читать дальшеBJD — куклы из полиуретана, части тела которых соединены шарнирами и натянуты на резинку. Такая игрушка представляет собой гибкий, подвижный объект, способный принимать разные позы и анатомически очень похожий на человека. У кукол BJD хорошо простроенные внешность и имидж: они накрашены, причесаны, красиво одеты и сбрызнуты духами. Это куклы для взрослых, слишком изысканные штучки, чтобы их по углам таскали дети. Впрочем, детям их тоже иногда покупают, рассказывает Екатерина Зиборова, главный редактор портала DollPlanet.Ru (одного из главных в кукольной индустрии) и коллекционер кукол: «По сравнению с рядовыми куклами, заполняющими полки сетевых магазинов игрушек, BJD выглядят в разы оригинальнее и красивее».
Стоимость кукол BJD способна вызвать удивление у не посвященных в эту субкультуру людей. Минимальный бюджет — 200–400 долларов за 40-сантиметровую куколку не самой раскрученной фирмы, с одним «аутфитом» (набором одежды и обуви). Цена зависит в значительной степени от популярности фирмы-производителя и может доходить до нескольких тысяч долларов. Купить можно как готовую и одетую куклу, так и «болванку» — и в последнем случае макияж, волосы, вставные глаза и другие детали нужно будет заказывать отдельно. Но именно в такой кастомизации многие ценители BJD находят особую прелесть. Здесь есть элемент игры: покупатель куклы сам создает ей образ, чтобы потом делиться им с друзьями, проводить со своим персонажем фотосессии и ходить по тематическим кукольным вечеринкам.
Судя по репликам посетителей самого крупного российского интернет-ресурса на BJD-тематику Bjdclub.Ru, членов русского BJD-сообщества, шарнирных кукол они покупают просто потому, что те магнетически красивы. На них старательно копят деньги — жены втайне от мужей, подростки втайне от родителей. По наблюдениям участников BJD-индустрии, 80% покупателей «шарнирок» — это представительницы женского пола от 18 до 50 лет, остальные — мужчины артистического склада.
Вокруг кукол BJD строится узкий, но любопытный и самобытный сегмент кукольного рынка, который позволяет зарабатывать на хлеб своим немногочисленным адептам и, возможно, станет когда-нибудь почвой для прорастания более масштабных проектов.
Как живые
По словам Екатерины Зиборовой, в целом российская кукольная культура еще очень молода.
«В советское время, — рассказывает она, — подобное увлечение было практически немыслимым хобби. Коллекционные куклы появились в нашей стране только в 1990-х, активное сообщество коллекционеров начало формироваться в середине 2000-х, а свобода самостоятельно заказывать кукол за границей через Интернет стала реальностью лишь несколько лет назад благодаря появлению PayPal».
В заметных объемах куклы BJD появились в России лишь 4–5 лет назад. В 2010 году, по рассказам инсайдеров рынка, мода на них достигла пика, но сейчас волна несколько схлынула, и «в теме» остались только те, кто действительно глубоко увлечен этой субкультурой. Подтверждением служит тот факт, что сегодня выше спрос на кукол, требующих кастомизации, в которых нужно еще вложить много своей фантазии и стараний. А на пике моды популярнее были «шарнирки» лимитированных серий — то есть уже готовые образы. Родоначальница BJD-мании в мире — японская компания Volks, которая стала первой производить шарнирные куклы для взрослых коллекционеров в начале 2000-х. Основную массу кукол BJD, обращающихся сегодня на российском рынке, делают в Китае, Японии и Корее (азиатскую продукцию называют на рынке ABJD — Asian ball jointed dolls). Подобные куклы имеют много общего с культурой «анимэ» в силу своего происхождения и эстетических канонов, поэтому среди любителей BJD в России много «анимэшников». Производство таких кукол — в подавляющем большинстве случаев ручной труд, которым в студиях-мастерских занимаются несколько человек: художник, технолог, менеджер. Хотя существует и ряд довольно крупных и известных компаний-производителей — например, Dollmore, Dollzone, SOOM, Fairyland. И все же BJD-производство — явление далеко не массовое. 90% кукол делается под заказ по предоплате. Производители не держат больших складов, ведь их товар — дорогостоящий и штучный: спрос просчитать не просто.
При этом, как подчеркивает Екатерина Зиборова, из‑за того что производство кукол BJD чаще всего малое и организовать его может, по сути, любой желающий, практически невозможно систематизировать рынок и составить исчерпывающий список действующих BJD-компаний — а значит, и понять объемы рынка. Кроме азиатской индустрии BJD, рынок шарнирных кукол включает такой узкий сегмент, как авторские BJD, которые создаются отдельными мастерами и далеко не всегда выходят в тираж.
Практически нет сведений и об объемах продаж кукол BJD в России, так как чаще всего покупки осуществляются частными лицами. Кукол BJD обычно покупают напрямую у фирм или частных авторов-художников через Интернет либо у официальных представителей, которые имеют возможность держать привлекательные цены. По сведениям Сони Карамелькиной, которая курирует BJD-сообщество на Diary.Ru, раз в неделю в Москву приходит десятикилограммовая посылка с куклами BJD, но это лишь приблизительная прикидка.
Кроме того, существует вторичный рынок BJD, где своих кукол продают друг другу частные лица. В российских магазинах и галереях азиатские BJD представлены редко — и совсем не в том объеме, в каком их можно найти в Азии.
Хобби-ритейл
Марина Бушуева, владелица «Аукционного дома кукол» (АДК), полагает, что в России вряд ли будет успешен специализированный магазин, торгующий куклами BJD. У нее есть опыт в продажах «шарнирок»: аукционный дом занялся ими официально одним из первых в России примерно четыре года назад. Бушуева, активная бизнес-леди, возглавляющая транспортную компанию, куклами интересуется давно: коллекционирует их и продает. Однажды, увидев случайно в Интернете азиатскую «шарнирку», она в нее буквально влюбилась и купила на сайте одного из китайских производителей. «Когда через два месяца ко мне приехала моя первая кукла, я поняла, что Китай бывает разный, — рассказывает Марина. — Мы же привыкли к тому, что Китай — это дешево и плохо. Но как качественно там делают кукол! Каждая строчка, каждая бусинка на ботиночках и платьях — все идеально, продумано, проработано. Я достала куклу из коробки — и мои дети взвизгнули и отскочили. Она была как живая!»
ПОКА САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ В РОССИИ — MOOQLA. НА ПИКЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ДОСТИГАЛО ОБОРОТА В $700 ТЫСЯЧ В ГОД, У БРЕНДА ПОЯВИЛОСЬ НЕМАЛО ПОКЛОННИКОВ, А «МУКЛЫ» ДАЖЕ ШЛИ НА ЭКСПОРТ И ПРОДАВАЛИСЬ В ПРЕСТИЖНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРМАГАХ И ГАЛЕРЕЯХ
Бушуева решила поторговать в России BJD, при этом особо не рассчитывая на прибыль: «Когда я привезла сюда первых 10–15 кукол, то думала так: продадутся — хорошо, не продадутся — оставлю себе и не расстроюсь ни капельки». Но куклы, при закупке стоившие 400–500 долларов каждая, разошлись весьма быстро. Покупатели даже в очередь выстраивались. Бушуева стала плотно работать с производителями BJD по дилерским договорам, набрав пул примерно из восьми брендов. Однажды даже заказала у компании-производителя Dollzone серию кукол специально для России — мальчика Ивана (Ivan от Dollzone). «Дело было не в экономике и не в прибыли, — объясняет Марина. — Мне хотелось справедливости: для Америки есть своя «лимитка», для Германии и Китая — тоже, а для России — нет».
Бушуева не рассматривает свой кукольный бизнес как серьезный источник заработка. По ее словам, офис в центре Москвы, с кабинетом, где нет ни одной полочки и угла без колоритной куклы, за счет этой торговли не окупился бы. Оплачивать его позволяют другие бизнесы. Продажи кукол приносят определенную прибыль: если бы не аренда помещения, то эта деятельность была бы и «плюсовой», поясняет Бушуева. Тем более что продажами кукол у нее занимается всего пара сотрудников.
«Накрутка» на кукле составляет, по словам Бушуевой, не более 10–15%. Она объективно ограничена тем фактом, что нет смысла продавать куклу намного дороже, чем если бы клиент приобрел ее сам на азиатских сайтах. Чтобы привлекать покупателей, АДК предоставляет возможность рассрочки: можно заплатить сразу только 70% стоимости покупки. К тому же Марина Бушуева полагает, что для многих важна возможность прийти и лично пообщаться с ведущим продажу менеджером, посмотреть куклу на складе.
Продажами кукол BJD в России, кроме «Аукционного дома кукол», занимается еще несколько интернет-проектов, основанных российскими командами. Например, Manga-zin.net, торгующий товарами на японскую тематику для поклонников анимэ, а также наиболее популярный среди любителей «шарнирок» «Отаку-Шоп», расположенный во Владивостоке и имеющий определенное конкурентное преимущество в виде территориальной близости к Китаю. По словам участников рынка, производители дают своим представителям существенные скидки — до 30% на куклу, за счет чего уже можно неплохо существовать.
В меньших масштабах это бизнес для многочисленных посредников, обитающих на ресурсах поклонников BJD. Они зарабатывают свой процент, оформляя и обслуживая заказы на кукол на сайтах производителей. Для тех, кто сам не способен это делать, ленится или не имеет времени, чтобы потом ездить за посылками. Посредник может заработать от 15 до 80 тысяч рублей в месяц. Но ему придется поволноваться. Ведь общая проблема для всех продавцов кукол (и для покупателей тоже) — долгие сроки исполнения и доставки заказов, вплоть до трех месяцев. Покупатели, заплатившие деньги вперед, нервничают и «достают» посредников или менеджеров, а те порой даже не имеют возможности общаться с производителем. Фирма может просто в какой-то момент перестать отвечать на письма, потому что мастер по куклам (иногда он единственный сотрудник «фирмы») заболел или уехал. Добавляет сложностей и российская почта, имеющая свойство задерживать доставку посылок, а то и вовсе их терять. По словам Елены, посредника по продаже BJD, однажды ЕМС потеряла шестикилограммовую коробку с большим «мальчиком» BJD ростом в 70 сантиметров. Ситуацию спасло только то, что производитель во избежание проблем решил сам возместить ущерб и выслал новую куклу.
Кроме продавцов, вокруг BJD кормится небольшая «индустрия» мастеров. Это художники, зарабатывающие на «мэйкапах» (макияже), специалисты, занимающиеся перетяжкой кукол BJD, которые могут состоять из нескольких десятков деталей, швеи, отшивающие кукольную одежду — иногда не дешевле человеческой, умельцы, делающие для кукол украшения и изысканные парики, домики и игрушечную мебель, автомобили и прочие «аксессуары». По словам Елены, на «мэйкапах» для кукол мастера могут заработать 30–40 тысяч в месяц (стоит эта процедура 60–100 долларов), но обычно они не выдерживают долго: в этой работе активно используются химические вещества, а постоянно дышать «химией» никому не хочется. Примерно такой же уровень дохода — у тех, кто шьет кукольную одежду. Как говорят в среде поклонников BJD, купить куклу — значит получить дополнительный источник постоянных расходов, ведь за ней придется ухаживать так же тщательно, как за собой.
Кукловоды
Организация производства шарнирных кукол, судя по развитию этой индустрии в восточных странах, не самое громоздкое и сложное дело; так почему бы этой индустрии не процветать и в России? Однако пока обилия таких проектов не наблюдается.
Тем не менее в нашей стране довольно много талантливых мастеров, делающих шарнирные куклы в порядке самозанятости. Как рассказывает Оксана Миронова, автор шарнирных кукол, при этом используются профессиональные литьевые материалы: кроме полиуретана, это может быть фарфор или флюмо. «На создание кукол, — говорит Оксана, — уходит очень много времени, и это одна из основных причин их высокой стоимости. Если говорить усредненно, то работа над одной куклой занимает месяц, даже если она тиражная. Труд очень кропотливый и нервный, требующий много знаний и умений — начиная от пластической анатомии и заканчивая портняжными и обувными навыками. Добавьте к этому крошечный размер — и станет понятно, почему кукла создается так долго. Стоимость разнится в зависимости от материала и сложности изготовления, но, по сложившемуся уровню цен, нижняя планка составляет около 20 тысяч рублей». Если же кукла делается из фарфора, то ее изготовление может длиться несколько месяцев, рассказывают мастера.
Мастера-кукольники — экзальтированные люди, которые часто бросают работу ради хобби и делают кукол фанатично: каждый день, не теряя ни часа. Анна Кучеренко, автор кукол с Украины, делится своей историей: «До недавнего времени я совсем мало знала о куклах. Но однажды на российском форуме увидела, как люди сами, своими руками делают шарнирную куклу. И меня проняло. Я тоже решила попробовать свои силы. И вот теперь я делаю авторскую «шарнирку». Сегодня для меня куклоделие — единственный источник дохода. Я работаю под заказ, а также стараюсь не стоять на месте и постоянно делать что-то свое. Например, при подготовке к выставкам или когда есть определенная задумка, идея. Это очень затягивает, я уже не могу не делать кукол. Даже если заказов не будет совсем, я не перестану этим заниматься». «Ради кукол я оставила свою прежнюю работу, — рассказывает кукольный мастер из Москвы Елена Акимова. — Пробовала работать на заказ, и в итоге ко мне выстроилась очередь из ожидающих на полтора года вперед. Это не стимулирует, это немного пугает… Поэтому я прекратила запись желающих купить мою куклу. Свобода освобождает разум. Как ко мне приходят идеи? Просто вдруг рождается образ куклы с мельчайшими деталями и цветовыми сочетаниями. А иногда он придумывается постепенно: я ежевечерне раскладываю вокруг себя свои кукольные сокровища и составляю возможные сочетания тканей, кружев… Я часто вижу кукол во сне, а наутро рисую эскизы».
Но эти случаи — частные. Хотя, как говорит Оксана Миронова, сейчас прослеживается тенденция к тому, чтобы кукольное дело стало некой пусть и маленькой, но все же индустрией, по аналогии с классической азиатской BJD. «Художник-кукольник может создать образ и модель, а тиражирование доверить специализированным фирмам, — поясняет Оксана. — Конечно, фарфор по-прежнему остается элитным материалом, с которым работает только один человек, но вот полиуретановых кукол можно отправить на отливку как в Азию, так и в Москву: такие мини-фабрики существуют и несколько именитых авторов уже отливают своих кукол в Москве». Екатерина Зиборова также отмечает, что в России с недавнего времени можно заказать тиражи кукол, и многие художники так делают, предпочитая не покупать дорогостоящее профессиональное оборудование для работы с полиуретаном и не подвергать свое здоровье риску (жидкий полиуретан токсичен).
Впрочем, речь идет о единичных проектах. Профессионально занимается отливкой кукол расположенная в Угличе студия Светланы Пчельниковой — известного автора кукол и нескольких благотворительных проектов, в том числе StarDolls. Студия, рассказывает Светлана, работает на заказ для известных мастеров: например, отливает куклы для именитых в кукольном мире сестер Екатерины и Елены Поповых. Материалы в основном закупаются за границей, ибо в России нет качественного пластика в нужном количестве (это одно из самых серьезных препятствий для развития больших кукольных производств). Отливка кукол для Светланы Пчельниковой — по ее словам, прибыльный бизнес, но конкретных цифр она не называет.
Кроме того, тиражным производством кукол занимается московская студия Studio Milim, выпускающая мини-«шарнирки» — девочек со смешными именами Таник, Наталик, Лизик — тиражами в 100–200 молдов (молд — техническое обозначение уникальной лепки лица куклы). Эти куколки с соломенными волосами похожи на русских девушек и юношей и не имеют ничего общего с азиатскими «анимэшными» BJD. Студия только начинает работу, и говорить о каких-то достижениях рано. Значительно раньше заявила о себе мастерская MOOQLA. Куклы-«муклы», появившиеся на свет в середине 2000-х, стали одним из немногих кукольных российских брендов. Их автор — художник и модельер, в прошлом телесценарист Полина Волошина, переквалифицировавшаяся в кукольницу. Ее «муклы» стали культовыми объектами и обрели свой круг поклонников, хотя многим они и кажутся страшноватыми. Это истощенные девочки-подростки с пухлыми губами и торчащими ключицами, немного грустные и угловатые. У каждой есть имя и легенда: они «учатся» в элитных школах и «страдают» от недостатка родительской заботы. Проект MOOQLA, как несколько лет назад рассказывала в интервью Полина Волошина, в свое время имел оборот примерно в $700 тысяч в год; в месяц мастерская делала 150 кукол, которые в розницу расходились по $400. «Муклы» продавались и за границей, в престижных европейских универмагах и галереях. Но сегодня проект практически не напоминает общественности о себе, его сайт явно «полумертв», и активной рекламы «мукол», как в былые годы, не наблюдается. По словам участников рынка, MOOQLA некоторое время назад очень дешево заказала отливку кукол в Корее, стремясь поднять рентабельность, но качество работ оказалось крайне низким, и в итоге этот шаг привел компанию к убыткам.
В России в принципе пока нет своих, весомых кукольных брендов, представляющих интерес для коллекционеров во всем мире и способных сравниться по популярности с американской Барби или диснеевскими персонажами. Если не считать таковым простоватую, хотя и, спору нет, милую каждому русскому сердцу матрешку.
Вполне возможно, новые кукольные проекты и мастера будут появляться именно в сфере BJD. По крайней мере стойкий интерес к этим куклам, по словам Екатерины Зиборовой, в нашей стране сохраняется. «Сейчас, — заключает она, — сообщество поклонников и владельцев BJD производит впечатление наиболее активного среди российских кукольников вообще, поскольку BJD, в отличие от большинства других типов кукол, дают, пожалуй, наибольший простор — как для собирателей, стремящихся заполучить в свою коллекцию раритеты, так и для людей, которым важно активное взаимодействие с куклой, самовыражение, творчество».
@темы: бесполезные новости
а «мэйкапах» для кукол мастера могут заработать 30–40 тысяч в месяц
Примерно такой же уровень дохода — у тех, кто шьет кукольную одежду
Посредник может заработать от 15 до 80 тысяч рублей в месяц
У нас треть посредников работает бесплатно, еще треть - за символические суммы. Половина народа шьет за такие же смешные деньги: пока ткани купит, пока заказ выполнит - несколько тысяч в месяц, может, и заработает, но едва ли 40 или 80. С мейками та же история - они отнимают много сил и времени.
Откуда эти суммы-то взялись? -__-
Удивил еще один момент - студия Светланы Пчельникой что, действительно в Угличе?!.
Хорошая статья !
сисекотсутствия конкурентного производства шарнирных кукол в РФ не раскрыта, да и вряд ли может быть раскрыта.Позволю себе абсолютно личное наблюдение: очень труден путь в этой стране от хобби до бизнеса, и особенно для хобби традиционно заклеймённого "несерьёзным". То есть, распространённое обывательское отношение к кукле как к "ляле" для детей весьма нехорошо влияет на все возможные точки приложения рук, умов и денег.
с другой стороны, вы, положа руку на ногу, готовы признать, что куклопроизводство -- это та область бизнеса, которую вы могли бы смело рекомендовать для инвестиций посторонним дядям и тетям?
другой стороны, вы, положа руку на ногу, готовы признать, что куклопроизводство -- это та область бизнеса, которую вы могли бы смело рекомендовать для инвестиций посторонним дядям и тетям?
Нет, она для этого не годится. Слишком специфичный и узкий рынок. БЖД никогда не будет в широких массах из-за своей стоимости и специфики. Как бы много людей в хобби не было, все равно круг двольно узкий, тут у каждого владельца/покупателя/продавца должна быть репутация, чтобы с ним согласились иметь дело. Ко всему прочему, если это рассматривать как бизнес, то он должен приносить довольно крупный доход, соизмеримый пропорционально с издержками и затратами (смысл заниматься тысячими долларов, если новара будет сто рублей?). Соответственно для этого нужно на чем-то выигрывать, за что-то потребители должны соглашаться переплачивать. И это никак нельзяобыграть на той же перепродаже кукол: слишком много фирм, слишком много вкусов, слишком много аналогов, при том более дешевых. Рынок не предсказуемый из-за своей специфичности, так как бОльшую роль здесь играет не мода и новинки, а множество других факторов, которые учесть слишком сложно.
На бжд можно зарабатывать, но если есть большие деньги, то можно вложить их в более выгодное дел, нежели куклы. Более быстрый срок окупаемости, более легкая прибыль.
Да и связываться не с оптовыми покупателями, а преимущественно исключительно крайне индивидуальная розницу - не, совсем не айс.
Кстати, был у нас такой случай: предлагала одна группа людей-спонсоров-не_бждшников "организовать совместный бизнес". С них - деньги на покупку, с группы участвующих в этом бждшников - инфа о тонкостях, образы и прочее. И хотели эта группа активистов подзаработать на том, чтобы покупать бутлежную или бюджетную продукцию, придавать в с помощью российских мастеров-участников "товарный авторский вид" и впаривать всяким незнающим как "это же коллекционный азиатские шарнирные куклы! с авторскими образами! очень круто и модно". Грубо говоря, потратив на оптовую покупку по 6 тыс. за куклу, продавать уже за 30 тыс.
Сначала мы пытались убедить в том, что дело прогорит, так как именно бждшники, основная масса потребителей, у них ничего не будут покупать. А среди простых граждан, не коллекционеров (которые, к слову, на такой развод тоже не поведутся), не так много готовых заплатить "за игрушку" такие деньги. В общем, мы от участия в сомнительной авантюре, само собой, отказались. Не интересовалась, но, думаю, дело это у группы "инвесторов" в итоге как не началось, так и закончилось)
Битый час Светлана пыталась объяснить, тетененьке, которая брала интервью, что куклы это не бизнес...слишком всё тонко и не совсем на деньгах основано, но это Бизнес журнал. Им на тонкости как-то...
Лучше читайте Мир Кукол. Там в последнем номере какая-то большая статья про шарнирку вышла...но я её пока не читала ._.
У меня был отрицательный опыт когда-то, и всё провалилось только потому, что директор моего керамического ООО была ограниченная тётка, совершенно проигнорировавшая возможности ответить на запросы не столько местного рынка (тогда просто отсутствовавшего), сколько рынка благополучного европейского. То есть, теперь фарфоровых пупсов льют китайцы, а "Славянка" стопицот лет как разорившееся забытое предприятие, там проколы были на многих фронтах
ОК, теперь другое время и к счастью другие вкусы, но неужели нельзя было на месте кукол Миа построить более оригинальный, тёплый (не побоюсь этого паскудного слова), симпатичный продукт? А нельзя, мешают перегородки в головах, из-за которых производители позиционируют куклу совершенно неверно.
Не таких уж дурьих денег стоит трёхмерный сканер купить (около 350 евров для конторы не деньги), не слишком дорого и распечатку на 3D принтере пробников наладить, и литейную мастерскую тоже можно довольно бюджетно обустроить. Мастера здесь водятся небезынтересные, работать захотят с полной отдачей... Но где взять энтузиастов, чтобы всё это поднять? Только там, где пресловутые перегородки в мозгу отсутствуют.
Да, как в любом производстве куча препон, но это есть и в затее вроде конвейерной линии лепящей вареники, и в любом деле превращающем сырьё в продукт потребления. Отличие в том, что есть вещи, которые китайцы вряд ли станут поставлять на местный рынок - те же вареники например.
Я дико наивный человек, пытаюсь игнорировать масштабный упадок производства как такового, но команда эмоционально стабильных людей способна одолеть многое. Чем россияне хуже замбийцев делающих бамбуковые велосипеды?
прошу прощения, я хотела стереть дублирующийся пост mora_n , но у меня так глючат дайрики, шо пипец.
мммм... ну я всячески намекала, что бжд хороши как довесок к уже существующему производству -- сувенирному, игрушечному или проч. скажем. в качестве пвх линии. гигиенческих сертификатов они не требуют, поскольку не являются собственно куклами , а скорее коллекционной и сувенирной продукцией. но видимо, это тоже бессмысленно
mora_n, автор очень сильно упростила текст, поскольку невтемным читателям глубоко безразлично, из чего отлиты бжд. а инвесторов может опугнуть дорогой, не производящийся у нас исходник
журналистку более всего интересовала выгода от этого дела. а ее как то немного
Производство заточенное под другого уровня продукцию просто не осилит своим имеющимся конвейером, маркетинговым отделом, эстетической командой, концепцию куклы как определённого "элитного" предмета. Ну взять каких-нибудь кукол типа Пуллип... На том конце многие годы аниме, милых ништяков, и азиатский скрупулёзный подход. Такое можно вырастить с нуля, но вряд ли возможно привить на существующее дерево некоего имеющегося предприятия. Освоить с полоборота могут те же китайцы, а если мы хотим интересности и класса, то команда спецов должна сосредоточиться на кукле, а не отрываться от разработки талисманов очередной спартакиады на минутку.
По сабжу - имхо, бизнес на БЖД можно сделать, как верно зметила Соня, как довесок к уже существующему производству. Причем оптимальный вариант - наладить производство не самих кукол, а скажем одежки на них. Так как спрос на качественную фабричную одежду на кукол очень велик. Если б у нас в России был хотя бы свой Nine9style, да еще и с оффлайновой лавочкой в Москве - я бы ежемесячно там оставляла часть зарплаты.
это в идеале.
в реальности же нанимают аутсорсера, он выставляет адекватную сумму за такую работу, завод пугается до истерики и модель будущей куклы либо моделит Петро Безрученко, племянник коммерческого директора, который два раза видел тридемакс, либо покупают у кетайцев -производителей (самую дешевую, которую смоделил Рук Из Жоп, троюродный сын двоюродной свахи директора, трижды бывавший на сг толке )
Либо делать на совесть, либо не заморачиваться и покупать у японцев, корейцев, китайцев...
я сейчас вилами по воде пишу, в силу природного пессимизма и не знания материала
и между прочим в отпуска я таскаю не своих бждешек, а своих таянгов.
Это потому что у тебя нет МСДшек, или тиников
July822,
Как и под любимую псину и всё остальное.
В наших СНГОвских просторах, на все кроме детей планировать часть бюджета - крутят у виска (( сколько раз узнавая что я беру то то и то то для любимого собака, на меня часть народа смотрела как на сумасшедшую и говорила что мне надо ребенка заводить. Наш народ еще как то не привык что ли, что можно тратить деньги на свои хобби, на что хочется, а не только на что надо. Видимо сказываются времена застоя и дефицита. Да, время то давно осталось в прошлом, но менталитетностьь все та же :/
а по-поводу, вы бы ребенка завели это да.... но я свою свекровь приучила к мысли о том, что первыми детьми у меня будут БЖД. хотя подобные высказывания пару раз проскакивали. но я ее познакомила с этой культурой, так что маман уже тоже вся в предвкушении.... и не дай бог ей узнать стоимость этого всего.....
Прям как почитаешь - чувствуешь себя полным лузером, что ли...